Владимир Гречанинов (v_gretch) wrote,
Владимир Гречанинов
v_gretch

РАСПИЛ ПО-КУЛЬТУРНОМУ

grechaninov
Нет, не подумайте, что речь  пойдет о чем-то неприятном - о распилах, откатах, вороватых чиновниках, жуликоватых градоначальниках и тому подобном. Сколько можно, фи, с'est le cauchemar (это ужасно, фр.), лучше поговорим о возвышенном, об искусстве, например. Тем более, что началась эта история вполне литературно, как детектив.

Несколько дней назад позвонил мне старый знакомый Юрий Паисов, доктор искусствоведения, преподаватель Академии хорового искусства, автор множества монографий и т.д. и т.п. и поинтересовался, а не наш ли это фильм "Возвращение Гречанинова" будут показывать на VII международном кинофестивале " Русское зарубежье" в Доме русского зарубежья? На что я честно ответил, что о таком фестивале, причем, уже седьмом, я никогда не слышал, равно как и о Доме этого самого зарубежья, хотя вроде бы должен, поскольку среди моих родственников представителей  зарубежья хватает. Понятно, что и о фильме, название которого подозрительно похоже на наше ("Гречанинов. Возвращение"), я тоже слышу впервые. Вот такая история, звонок позвал в дорогу.

Оказалось, такой дом действительно существует - красивый, богатый, с прозрачными лифтами, рестораном и даже стеклянной пирамидой у входа - почти как в Лувре. Оно и понятно, строил Лужков на бюджетные деньги, их не жалко, а за такие старания, глядишь, и в графья примут. А, может, уже и приняли вместе с супругой, не удивлюсь.

И фестиваль такой тоже имеется, руководит им некто С.Зайцев, как скромно написано в программке - кинорежиссер. Я даже на открытие сходил и сильно  впечатлился увиденным - попы в рясах, казачки в шальварах, троекратные лобзания как на Пасху, стоны под гитару про матушку-Россию и другая бутафорщина в стиле ряженых белогвардейцев из фильма "Неуловимые мстители". Только тогда они были классовыми врагами, а теперь проживают в приятных странах, могут позвать в гости и потому стали классовыми друзьями. Вот такие тектонические сдвиги  в нашем сознании.

Правда, какие именно горизонты русского зарубежья распахнули нам устроители фестиваля за годы утомительных загранкомандировок, я как-то не понял. Долго рассказывали про Зворыкина, будто это именно они извлекли его из небытия, про какой-то русский дом... Впечатление такое, что товарищи никогда не слышали про существование ЦСДФ, Центрнаучфильма, Студии научно-популярных программ и др., которые про наших великих соотечественников рассказывали уже много-много раз, только делали это с любовью и профессионально.

Ну, а что касается собственно фильма о А.Гречанинове, выяснилось, что фильм это не наш, а молодого, но уже сильно талантливого режиссера, писателя, сценариста Е.Трусевич, приехавшей к нам из самой Белоруссии, чтобы, как говорится, порадовать нас своим творчеством. И порадовала, утверждаю как специалист, занимающийся документальным жанром лет тридцать - сначала в кино, потом на ТВ. Для краткости скажу так - если бы в УК была статья, карающая за особо циничное издевательство над нашим культурным наследием, сразу после показа можно было  заводить уголовное дело. Причем по тем пунктам, где говорится о группе лиц по предварительному сговору и с особым цинизмом.

Собственно, увидели мы не фильм, а так, бессвязные эпизоды, надерганные из известной книги А.Гречанинова "Моя жизнь" плюс потрясающие по некомпетентности размышления о творчестве композитора некоего Алябова (не путать с Алябьевым) из Молдавии, который типа тоже композитор (пишет саундтреки к сериалам). Не кино, а фонтан дружбы народов! Но это ладно, если бы авторам было что сказать, так ведь нечего!

Представьте, сидит на экране никому не известный товарищ в клетчатой рубашонке, будто собирается идти копать картошку, и на неистребимой молдавской мове делится  убогими размышлениями о человеке, которого знает весь мир! Но с творчеством которого лично он, Алябов, впервые познакомился в фильме "Операция "Ы" (там действительно есть 5 секунд проходной церковной музыки). Уже смешно! Я-то всегда полагал, что композиторы знакомятся с Гречаниновым в музыкальной школе, где пропустить его, как и Гедике, Майкапара и Клементи просто невозможно. Но, видимо, современные авторы в школах не парятся, предпочитают самое массовое из искусств.

И много еще интересного рассказал нам молдавский гость, так что сидящий рядом со мной автор монографии о Гречанинове Юрий Паисов, весь фильм только ахал и закатывал глаза. Для примера, опера "Алеша Попович" (которая вообще-то "Добрыня Никитич" и в которой пел Шаляпин) Алябову не понравилась, так себе опера, а вот "Демественная литургия", написанная, как он авторитетно заявил, в Париже в 30-е годы (на самом деле, в Москве в 1917) - еще ничего, слушать можно. Римский-Корсаков у него просто Римский, типа,  друган и коллега, а может с Булгаковым перепутал, профессор консерватории КашкИн с ударением на "и" у него просто КАшкин и так далее, подобных ляпов там без счета. Раньше за такое знание материала ставили двойку и оставляли на второй год, а теперь сразу приглашают сниматься в кино. Очень демократично и толерантно. А ведь у нас теперь даже водителей-гастарбайтеров заставляют пересдавать на русские права, а гастарбайтеры от культуры, выходит, имеют законное право нести про нашу историю что угодно? Интересное кино! Может сначала в школе поучатся?! А иначе получается как у Д.Самойлова: "Нету их. И все разрешено".

Кстати, видеоряд по  уровню оказался под стать тексту - уныло склеенные картинки неважного качества, тоска зеленая. Но тут хоть было два прорыва. Первый - это две пары загадочно шевелящихся в верхней части экрана ног, олицетворяющих, если я правильно расшифровал эти сакральные символы, любовь, а, возможно, даже и плотское влечение, поскольку появляются эти загадочные ноги в тот момент, когда диктор рассказывает о первом и втором браках композитора. В общем, немного эротика для разогрева. Свежо! Хотя другой мой сосед по просмотру в этот момент вспомнил сиротское одеяло с надписью "Ноги" из "Двенадцати стульев". Наверное, потому что человек приземленный и возвышенного не понимает.

А второй запомнившийся эпизод - это корова, колоритная такая и упитанная. Сначала ее кто-то доит, возможно, сам будущий композитор, а потом она просто стоит и выразительно смотрит в диафрагму. Диктор же в этот момент рассказывает, что только продажа излишков молока помогла юному Саше поступить в консерваторию, поскольку при проклятом царизме обучение было платным. Очень впечатляет. Особенно если вспомнить, про проживал будущий композитор тогда на Новинском бульваре, это угол  Арбата и Садового кольца, так что где паслась та корова можно только гадать.

Но тут хочу сделать юному коллеге-режиссеру небольшое замечание. Видеоряд в кино не обязательно должен следовать за текстом, это перебор. Например, если диктор произносит "Графине сделалось дурно", совершенно излишне в духе американского кинонатурализма показывать, как барышню тошнит над унитазом, зритель у нас самый читающий, сам все  додумает. Хотя я не исключаю, что данная корова - это на самом деле скрытая реклама белорусской молочной продукции, как говорится, продакт плэйсмент, и автор просто решила порадеть землякам в тот трагический момент, когда зловредный Онищенко наехал на белорусскую сметану. Очень благородно.

И вообще просмотренный фильм, как пишут в рецензиях, заставил меня задуматься. На кой черт лет десять назад, снимая свой фильм о Гречанинове, мы наприглашали кучу всякого знаменитого народа (их список с должностями и званиями занял бы тут несколько страниц) - выдающихся театральных и музыкальных режиссеров, ученых-искусствоведов, директоров разных там музеев, дирижеров и преподавателей, руководителей знаменитых музыкальных коллективов и вообще людей, которые долгие годы возвращали зрителям утраченные грачаниновские произведения, записывали его оперы, симфонии и духовные сочинения, и все это не благодаря властям, а преодолевая их ползучее сопротивление. Потому что никакие власти - ни царские, ни советские, ни постсоветские Гречанинова не любили, да и за что - помогал политзаключенным, а с попами не ладил и все норовил православную музыку реформировать, потом уехал и назад не вернулся, как многие, хоть и звали. Интеллигент недобитый. И вообще, нет чтобы сдохнуть на чужбине, так он, назло советской пропаганде, прожил девяносто с лишним лет, до последних дней был при деле, писал музыку, а вдобавок  был на западе признан, любим и знаменит. У нас таких  не любят, предпочитают слабеньких, зависимых и управляемых.

В общем, маху мы дали, снимая ту старую ленту - надо было пригласить какого-нибудь композитора из сериалов подешевле и еще корову - и получилось бы замечательное современное кино. А, может, хватило бы и одной коровы.

Вот такие грустные мысли бродили у меня в голове, пока по экрану уныло ползли титры, и доползли наконец  до фразы: "Фильм создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям". Вот это действительно интересно, и вот почему.

Наши СМИ, как известно, обожают рассказывать разные страшилки про заморские гранты, которыми ЦРУ подкупает диссидентов, шпионов и других врагов народа. А вот про отечественные гранты или по-нашему субсидии, которые берутся уже не из американских, а их наших налогов, и которыми Роспечать подкармливает "хорошие" редакции и телекомпании, СМИ деликатно помалкивают. А зря, суммы там вполне сопоставимые. Вот и мне  стало интересно - сколько же стоила вся эта убогая музыка?

Звоню в Роспечать и мне, хоть и со скрипом, подтверждают, - да, деньги мы на это дело выделили, а сколько - не скажем. Позвольте, говорю я, есть Федеральный закон номер такой-то  "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", так что говорить вы ничего и не должны, а просто  вся  информация должна быть у вас на сайте в совершенно открытом для граждан доступе.

Да вы что, говорят мне в Роспечати (конкретно О.В.Романова),  представляете что будет, если список этих грантов опубликовать?! Представляю, говорю, будет скандал как с Оборонсервисом, кого-то, возможно,  даже посадят, зато  коррупции станет меньше. Лично мне это нравится, а вам?

Понятно, что после этого информацией со мной не поделились, хоть и закон, потому  отправил я Сеславинскому запрос и жду. А не дождусь - подключу прокуратуру, пусть надзирает за соблюдением. И вообще налицо типичная коррупционная схема - сначала люди получают деньги под какое-нибудь  заметное событие или имя, а потом тихонько распиливают.  Потому тему не закрываю и с вами не прощаюсь:  через год у Александра Тихоновича юбилей - 150 лет со дня рождения, так что  всякой саранчи набежит немало. До новых встреч в эфире!

Tags: А.Т.Гречанинов, Е.Трусевич, возвращение, гранты, кино, кинофестиваль, роспечать, русское зарубежье, сеславинский
Subscribe

promo v_gretch march 5, 2012 16:18 Leave a comment
Buy for 10 tokens
"Мы победили!" В.В.Путин. Из выступления на митинге 4 марта 2012 Одной из моих любимых детских книг был "Таинственный остров". Меня завораживала история о горстке колонистов, как называл их Жюль Верн, которые без инструкций и инструментов, а только мозгами и руками…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments